Правда, многие из них, как отмечают исследователи проблемы, не успев получить свих 15-ти минут славы, уже оказываются низвергнутыми с пьедестала и подвергаются уничижительной критике. Категория лидерства возникла вместе с формированием таких понятий как «менеджмент» и «администрирование» в начале XIX века, в тот период, когда в качестве итога промышленной революции XVIII века, произошло усложнение социально-экономической структуры общества, и были дифференцированы производственные функции. Именно в это время впервые в истории процесс управления обществом и трудовой деятельностью претерпел столь серьёзные изменения, что внутри него стали выделять несколько структурных составляющих, различающихся функционально. Для обозначения одного из этих компонентов и был введён термин «лидерство». Появившись в Великобритании, в конце XIX – начале XX вв., он стал проникать в разные языки мира, в том числе и в русский, неся поначалу некий негативный смысл, связанный с британскими политическими и культурными реалиями. В настоящее время в русском языке слово «лидер» получило широкое распространение в значении: «глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей, а также первенство, главенствующее положение в чём-либо».
В современной философской, социально-политической и психологической литературе существует уже более 300 различных авторских определений лидерства (Иванова): определений практически столько же, сколько учёных изучали и изучают данный вопрос. Несмотря на широкую популярность данной темы у исследователей, представляющих многие сферы обществознания, на сегодняшний день не существует единого подхода к трактовке феномена лидерства. Рассмотрим сначала, как фигура лидера рассматривается в современном бизнесе, а затем – как на лидера смотрят в научном сообществе.
Кто же рассматривается современным бизнес сообществом в качестве лидера? Лидер сегодня — это:
- человек сумевший заявить о себе, обнаружив свою собственную ценность и уникальность, сумевший развить её и максимизировать. - человек, который признаёт ценность каждой личности, не унифицирует подчиненных ему людей, тот, кто, обладая способностью к самоидентификации и постоянному развитию, способен подвигнуть к этому других. Так сказал Сантьяго Альварес де Мон.
Лидерство в современной организации – это не руководство, как часто понимают этот термин, хотя лидер может быть руководителем. Лидерство – это и не менеджмент. Лидерство в современной организации - это "пусковой механизм" системы, то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить. Это способность управлять людьми с учетом их наклонностей и желаний. Это способность создать мечту организации, сделать «постановку этой мечты» и воплотить её в жизнь. В итоге получается, что лидерство сегодня – это всё для организации. «Лидерство – это воплощение изменений благодаря изменению восприятия людьми того, что является для них желаемым и возможным» (А. Залежник).
Лидер в бизнесе сегодня – это а) человек, на которого делается основная ставка всех заинтересованных лиц; б) человек, на которого возложены очень большие ожидания и в) на котором лежит моральное бремя необходимости постоянно соответствовать этим ожиданиям. Кроме того, это г) человек, принимать решения которому приходится в ситуации частичной или полной неопределённости. Некоторые исследователи полагают, что только из неопределённости и возникает лидерство – когда в момент всеобщего хаоса появляется личность, способная указать направление и сделать это направление понятным для всех. «Нет беспорядка, нет суматохи — значит, нет ни творчества, ни энергии, ни вдохновенного лидерства». (Том Питерс) «Лидер – это человек способный постоянно самосовершенствоваться, а личностный рост происходит только тогда, когда заканчивается стабильность и начинается неопределённость и неопознанность новых рисков» (Роберт Куинн).
С точки зрения теории кризиса, изменения могут заставить большинство людей чувствовать себя некомпетентными, бедствующими, беззащитными, сбитыми с толку, озадаченными и опечаленными. Однако всегда есть небольшое количество людей, которые могут воспринимать возникший кризис как стимул к дальнейшему развитию. Им просто необходимо время на адаптацию. Поэтому то, что сейчас происходит в мире, в бизнесе, в социальной сфере это не кризис лидерства как таковой – это резкое изменение темпов процессов изменений, резкий рост уровня неуверенности в завтрашнем дне. И только люди с крепкой внутренней опорой, ориентированные не на внешнюю защищённость, а на внутренние ценности, способны адаптироваться и найти выход для организаций из сложившихся ситуаций. Они, как и все другие люди, переживают в данный момент кризис адаптивности, но для них он займёт не так много времени и всегда кончится принципиальным решением на «принятие вызова» (И.Иванова).
Теперь, посмотрим, как на понятие лидерства смотрит научное сообщество. Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующее определение лидерства: «Лидерство - 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы…обусловленное более эффективными результатами деятельности…2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов» (Осипов, 1995, с.335).
Сделав то же самое и. заглянув в психологический словарь (М., ИПЛ, 1990), мы можем прочесть про лидера и лидерство следующее: «Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». И тут же: «Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе».
Из всех этих определений, имеющий свои достоинства и недостатки, «сухой остаток», вероятно, может выглядеть так: лидер – это тот человек, который, опираясь на свои личные качества, мировоззрение, способности и желание (компетенции) быть ведущим членом группы, оказывает наибольшее влияние на эффективность работы группы, коллектива или общины, пользуется активной поддержкой ее членов, признается ими в качестве ведущего, за счет собственного активного включения в межличностные отношения и структуру группы, коллектива и социума, инициирует, привлекает, актуализирует и адаптирует важнейшие процессы и ресурсы, необходимые для выживания, развития и процветания его окружения в постоянно изменяющейся и неопределенной среде.
Один из видных отечественных исследователей феномена лидерства Сергей. Филонович отметил в своей книге (2000, с.), что важнейшим достижением современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства – утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. В целом проблему лидерства в современном менеджменте он представил в виде «когнитивной карты», представленной на рис. 1.
Он же в одной из своих статей (2003) называет 4 основных макропроблемы лидерства до сих пор не получивших достойного отражения в психологической и управленческой науках: проблема целеполагания, проблема корпоративной культуры, порождающей и поддерживающей лидерство, проблема соответствия стиля лидерства этапу жизненного цикла организации, проблема мотивации лидера.
Важнейшим фактором в осуществлении лидером своих функций являются его а) личностные качества. Однако не менее, если не более важную роль в выдвижении и успехе лидеров играет б) конкретная обстановка и в) динамика внешней среды, г) зрелость, умение, опыт, д) результаты деятельности и е) ожидания последователей, ж) особенности поведения самого лидера, з) особенности организации (подразделения) в которой они работают или учатся, и) эффективность последних.
Из сказанного выше отметим важный момент: лидерство – есть в своем роде некая природная и социально-психологическая данность, предрасположенность, которая лишь может себя проявить при определенных условиях. Или может быть извлечена либо педагогическими, либо управленческими средствами. Это положение, пожалуй, может являться одним из основополагающих в нашем дальнейшем исследовании проблемы развития лидеров в студенческой среде. Потенциальный лидер, человек (юноша, девушка), желающий быть лидером, обладающий определенными способностями и склонный выступать в позиции лидера, с одной стороны, и соответствующая среда, поддерживающая такой тип личности, как бы ищут, движутся навстречу друг другу. Но это вовсе не означает, что подобная встреча возможна. Молодой человек, в силу специфики своей личности и запросов, может так и не найти возможности для проявления себя во внешней среде. В свою очередь последняя может просто «задавить» или «не дать» молодому человеку в полной мере осуществить свои лидерские амбиции.
Примеров тому просто нет числа. В нашей практике работы в студенческом отделе ЧГУ мы с удивлением обнаруживали для себя неожиданные лидерские инициативы со стороны студентов одной ногой уже стоящих за пределами вуза, т.е. почти став его выпускниками. Оказывается сама идея о том, что их интерес может быть осуществлен в условиях вуза, казалась им нереальной
В то же время, и, конечно же, гораздо чаще, нам приходилось видеть обратную ситуацию – человек просто горит желанием, инициативой, но эта инициатива все время нарывается на бюрократическую атмосферу и требования вузовского окружения. Вроде бы все складывается хорошо, но какой-нибудь преподаватель или администратор, даже не задумываясь над этим, ставит перед молодым человеком запредельную для его физических и психических возможностей задачу (например, написать реферат или курсовую работу), которая выбивает последнего из состояния «лирического возбуждения» и сводит всю его лидерскую инициативу «на нет». Не в этот, так в следующий раз. Ведь ресурсы сопротивления «бездушной системе» не беспредельны.
ъПрирода лидерства дуалистична. Лидерство, с одной стороны, является положением личности в определенной группе, организации, социальной среде. С другой стороны лидерство – это процесс вовлечения последователей в некоторую деятельность от усилий которых, в конечном счете, и зависит успех той или иной миссии лидера и, собственно, его лидерский статус в окружении, который время от времени нужно и важно подтверждать..
|