Среда, 25.12.2024, 08:33
Личность, лидерство, оргповедение и управление развитием
Каталог статей
Категории раздела
Общая информация [6]
Природа лидерства [4]
Polls
Что важнее для развития феномена лидерства
Всего ответов: 78
Денежка
Яндекс цитирования лидерство Лидер Самоуправление Прутченков литература по лидерству блог Васюков деловые игры дидерство молодёжь психология управления турниры классические теории лидерства психология лидерства теории лидерства Левин поведенческие теории личности природа лидерства теории личности модель принятия решений руководител Модель Фидлера подход Митчелла и Хауса «путь – цел теория жизненного цикла Херси и Бла
Кто он-лайн?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Видео
Аудио
Главная » Статьи » Лидерство » Общая информация

Роль образовательной среды в развитии личности

 null Это означает, что в подготовке менеджеров современного лидерского типа мы не можем и не должны делать ставку только на технологию или предметную сторону их подготовки, а должны рассматривать ее в максимально широком аспекте образовательной среды, к которой мы можем отнести как ближайшее социальное, предметно-пространственное, символическое окружение, так и дальнее окружение, к которому с полным правом мы можем отнести весь современный мир и всю его историю, вчерашнюю и будущую. Можно долго и безрезультатно учить менеджера инновационному подходу в управлении. Реальное же изменение может «случится» с ним не за студенческой скамьей, а при встрече, сретении с таким человеком, теоретические представления которого об инновациях может быть равны нулю, а поведение на 100 и больше процентов воистину является инновационным.

  Вместе с тем, исследований подобного типа, в которых бы описывалась система компетенций современного менеджера – лидера, система ее развития и образовательная среда, служащая одним из основных источником формирования этих компетенций, нам встречать пока не приходилось. Именно решению этой проблемы и посвящено наше диссертационное исследование. Мы хотим показать и доказать роль методологии ресурсного подхода в процессе развития студенческих лидеров.

Цель нашего диссертационного исследования – создание психологически обеспеченной и обоснованной системы (образовательной среды) развития будущих менеджеров - лидеров региональной экономики и бизнеса, образования, культуры и т.п. и проверка ее эффективности в плане приобретения обучаемыми (воспитуемыми) психологических качеств личности, лидерских компетенций, лидерского мировоззрения. 

В задачи нашего диссертационного исследования входит:

- Изучить имеющиеся теоретические подходы к лидерству, системы (образовательные среды) подготовки будущих лидеров в условиях вуза и обеспечивающие их психологические механизмы, вскрыть их достоинства и недостатки на методологическом, методическом, организационном и критериальном уровне;
- Предложить обеспеченную в психологическом плане свою систему (образовательную среду) развития студенческих лидеров в условиях вуза на основе современных методологических, методических, организационных и критериальных подходов;
- Внедрить обеспеченную в психологическом плане систему (или ее элементы) (образовательную среду) развития студенческих лидеров в существующую систему вузовского профессионального образования;
- Получить, дать оценку и объяснить на психологическом уровне результаты внедрения этой системы (или ее элементов) (образовательной среды) в существующую систему (образовательную среду) вузовского профессионального образования;
- Дать соответствующие психологически обеспеченные рекомендации методологического, методического и организационного характера вузовского развития студенческих лидеров. 

Объектом нашего исследования является студенты вуза.
Предметом нашего исследования являются психологические составляющие личности (мотивация, ценностные ориентации и мировоззрение учащихся, особенности их коммуникации, интеллекта, эмоциональной сферы) и компетенции, развиваемые образовательной средой лидерского типа.
Методологической основой нашего исследования является развиваемый в западной и отечественной науке (Ю.Д. Красовский, В.С. Дудченко, И. Семенов, С. Степанов, Н. Галкина, В. Потапов) ресурсный поведенческий психологический подход, нацеленный на раскрытие мотивационных ресурсов поведения личности в организации, через посредство формирования ее так называемого «социального генофонда» и способствующий формированию и развитию ценностей лидерства, раскрытию лидерских способностей, формированию и развитию соответствующих знаний и лидерских способов деятельности, т.е. лидерских качеств и компетенций личности студента. По нашему мнению, использование принципов, методологических основ, критериальной системы оценки изменений поведения и сознания людей в организации, именно этого подхода, даст нам возможность четче и яснее увидеть, понять и оценить в психологическом плане любые существующие и создаваемые системы развития лидеров в вузе.

К другим методологическим принципам нашего исследования мы бы отнесли принцип преемственности, означающий взаимосвязь существующих традиций подготовки школьников и студентов с внедряемыми в студенческую жизнь инновационными элементами, принцип корректного учета лучших достижений зарубежной и отечественной теории и практики в решении рассматриваемой проблемы, принцип рефлексивности, аппелирующий к осознанию, осмыслению и переосмыслению студентами, имеющегося у них опыта и вновь приобретенных компетенций и др., принцип соответствия развития образовательной среды развитию профессиональных компетенций личности.

Методической основой нашего исследования станут наработанные и верифицированные в школе Ю.Д. Красовского визуально – графические методы изучения мотивации в организации, методы экспертизы образовательной среды, созданные в школе В.А. Ясвина, различные существующие и вновь созданные социометрические методики, личностные опросники (Р. Кеттелла, MMPI), методики и анкеты изучения ценностных ориентаций, лидерства, различного рода образовательные тесты и рейтинги, фиксирующие уровень обученности, инициативности и исполнительности, а также анкеты, призванные отследить возможные изменения сознания и поведения учащихся вузов.

Научная ценность этого исследования, на наш взгляд, должна заключаться: во-первых, во внедрении в научный и практический оборот развития студенческих лидеров перспективного и до сих пор нигде в данной области неиспользованного ресурсного методологического подхода и вытекающих из него методических и технических инструментов развития студентов, во-вторых, в проектировании и внедрении в практическую плоскость психологически осмысленной и обеспеченной системы вузовского развития (образовательной среды) студенческих лидеров, в-третьих, в получении и осмыслении реальных практических и теоретических результатов этого внедрения, которые могут выражаться в изменении сознания и поведения учащихся в заданном лидерско - профессиональном направлении, овладении и развитии ими необходимыми личностно-деловыми ценностями, качествами и профессиональными компетенциями для дальнейшего успешного личностного и профессионального роста и развития.

  Практическая значимость разрабатываемого нами исследования заключается в отработке и внедрении в практику деятельности вузов, работающих со студентами, психологически верифицируемых систем развития (образовательных сред) студенческих лидеров в данном направлении.



Категория: Общая информация | Добавил: DL024 (31.05.2009)
Просмотров: 1361 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Counter
Друзья сайта
  • Мой персональный блог
  • Персональный сайт А.С.Прутченкова
  • Сайт кафедры менеджмента ИЭИ ЧГУ
  • Биржа копирайтинга Copylancer
  • "Блогун" - преврати свой блог в золото!
  • Туристический портал для Вашего отдыха
  • Новости

    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz