Это означает, что в подготовке менеджеров современного лидерского типа мы не можем и не должны делать ставку только на технологию или предметную сторону их подготовки, а должны рассматривать ее в максимально широком аспекте образовательной среды, к которой мы можем отнести как ближайшее социальное, предметно-пространственное, символическое окружение, так и дальнее окружение, к которому с полным правом мы можем отнести весь современный мир и всю его историю, вчерашнюю и будущую. Можно долго и безрезультатно учить менеджера инновационному подходу в управлении. Реальное же изменение может «случится» с ним не за студенческой скамьей, а при встрече, сретении с таким человеком, теоретические представления которого об инновациях может быть равны нулю, а поведение на 100 и больше процентов воистину является инновационным. Вместе с тем, исследований подобного типа, в которых бы описывалась система компетенций современного менеджера – лидера, система ее развития и образовательная среда, служащая одним из основных источником формирования этих компетенций, нам встречать пока не приходилось. Именно решению этой проблемы и посвящено наше диссертационное исследование. Мы хотим показать и доказать роль методологии ресурсного подхода в процессе развития студенческих лидеров.
Цель нашего диссертационного исследования – создание психологически обеспеченной и обоснованной системы (образовательной среды) развития будущих менеджеров - лидеров региональной экономики и бизнеса, образования, культуры и т.п. и проверка ее эффективности в плане приобретения обучаемыми (воспитуемыми) психологических качеств личности, лидерских компетенций, лидерского мировоззрения.
В задачи нашего диссертационного исследования входит:
- Изучить имеющиеся теоретические подходы к лидерству, системы (образовательные среды) подготовки будущих лидеров в условиях вуза и обеспечивающие их психологические механизмы, вскрыть их достоинства и недостатки на методологическом, методическом, организационном и критериальном уровне; - Предложить обеспеченную в психологическом плане свою систему (образовательную среду) развития студенческих лидеров в условиях вуза на основе современных методологических, методических, организационных и критериальных подходов; - Внедрить обеспеченную в психологическом плане систему (или ее элементы) (образовательную среду) развития студенческих лидеров в существующую систему вузовского профессионального образования; - Получить, дать оценку и объяснить на психологическом уровне результаты внедрения этой системы (или ее элементов) (образовательной среды) в существующую систему (образовательную среду) вузовского профессионального образования; - Дать соответствующие психологически обеспеченные рекомендации методологического, методического и организационного характера вузовского развития студенческих лидеров.
Объектом нашего исследования является студенты вуза. Предметом нашего исследования являются психологические составляющие личности (мотивация, ценностные ориентации и мировоззрение учащихся, особенности их коммуникации, интеллекта, эмоциональной сферы) и компетенции, развиваемые образовательной средой лидерского типа. Методологической основой нашего исследования является развиваемый в западной и отечественной науке (Ю.Д. Красовский, В.С. Дудченко, И. Семенов, С. Степанов, Н. Галкина, В. Потапов) ресурсный поведенческий психологический подход, нацеленный на раскрытие мотивационных ресурсов поведения личности в организации, через посредство формирования ее так называемого «социального генофонда» и способствующий формированию и развитию ценностей лидерства, раскрытию лидерских способностей, формированию и развитию соответствующих знаний и лидерских способов деятельности, т.е. лидерских качеств и компетенций личности студента. По нашему мнению, использование принципов, методологических основ, критериальной системы оценки изменений поведения и сознания людей в организации, именно этого подхода, даст нам возможность четче и яснее увидеть, понять и оценить в психологическом плане любые существующие и создаваемые системы развития лидеров в вузе.
К другим методологическим принципам нашего исследования мы бы отнесли принцип преемственности, означающий взаимосвязь существующих традиций подготовки школьников и студентов с внедряемыми в студенческую жизнь инновационными элементами, принцип корректного учета лучших достижений зарубежной и отечественной теории и практики в решении рассматриваемой проблемы, принцип рефлексивности, аппелирующий к осознанию, осмыслению и переосмыслению студентами, имеющегося у них опыта и вновь приобретенных компетенций и др., принцип соответствия развития образовательной среды развитию профессиональных компетенций личности.
Методической основой нашего исследования станут наработанные и верифицированные в школе Ю.Д. Красовского визуально – графические методы изучения мотивации в организации, методы экспертизы образовательной среды, созданные в школе В.А. Ясвина, различные существующие и вновь созданные социометрические методики, личностные опросники (Р. Кеттелла, MMPI), методики и анкеты изучения ценностных ориентаций, лидерства, различного рода образовательные тесты и рейтинги, фиксирующие уровень обученности, инициативности и исполнительности, а также анкеты, призванные отследить возможные изменения сознания и поведения учащихся вузов.
Научная ценность этого исследования, на наш взгляд, должна заключаться: во-первых, во внедрении в научный и практический оборот развития студенческих лидеров перспективного и до сих пор нигде в данной области неиспользованного ресурсного методологического подхода и вытекающих из него методических и технических инструментов развития студентов, во-вторых, в проектировании и внедрении в практическую плоскость психологически осмысленной и обеспеченной системы вузовского развития (образовательной среды) студенческих лидеров, в-третьих, в получении и осмыслении реальных практических и теоретических результатов этого внедрения, которые могут выражаться в изменении сознания и поведения учащихся в заданном лидерско - профессиональном направлении, овладении и развитии ими необходимыми личностно-деловыми ценностями, качествами и профессиональными компетенциями для дальнейшего успешного личностного и профессионального роста и развития.
Практическая значимость разрабатываемого нами исследования заключается в отработке и внедрении в практику деятельности вузов, работающих со студентами, психологически верифицируемых систем развития (образовательных сред) студенческих лидеров в данном направлении.
|