Среда, 25.12.2024, 08:17
Личность, лидерство, оргповедение и управление развитием
Каталог статей
Категории раздела
Общая информация [6]
Природа лидерства [4]
Polls
Что важнее для развития феномена лидерства
Всего ответов: 78
Денежка
Яндекс цитирования лидерство Лидер Самоуправление Прутченков литература по лидерству блог Васюков деловые игры дидерство молодёжь психология управления турниры классические теории лидерства психология лидерства теории лидерства Левин поведенческие теории личности природа лидерства теории личности модель принятия решений руководител Модель Фидлера подход Митчелла и Хауса «путь – цел теория жизненного цикла Херси и Бла
Кто он-лайн?
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Видео
Аудио
Главная » Статьи » Лидерство » Общая информация

Ресурсный подход к лидерству
nullСтержневые понятия ресурсной концепции (ресурсы, компетенции, способности) вызрели на основе синтеза экономической, организационной и управленческой наук. Интеллектуальные корни ресурсной концепции обнаруживаются в классических работах по экономической теории прибыли и конкуренции (Рикардо, Шумпетер, Пенроуз), стратегии фирм (Чандер, Эндрюс). Большое значение для вызревания ресурсной концепции как альтернативы школы позиционирования М. Портера имело развитие экономической теории организации.
  По-новому трактуется в ресурсной концепции и сущность стратегического управления. Ранее его смысл виделся в оптимальной состыковке фирмы с ее специфической внешней средой, т.е. концепция стратегий была реактивной. В ресурсном подходе она стала проактивной, поскольку теперь от фирмы требуется опережающее создание и развитие своих уникальных ресурсов и способностей. «Видеть – дальше, думать – лучше, делать быстрее!» - вот девиз организации исповедующей ресурсный подход. Содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных трудно копируемых другими фирмами организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе, которые получили название ключевых. В литературе по управлению знаниями ресурсный подход приобрел синонимичное название концепции интеллектуального потенциала фирмы. 
  Идея Прахалада и Хамела о том, что главным активом фирмы является ее «ключевая компетенция», в дальнейшем получила развитие в концепциях «конкуренция за будущее (2002)» и «стратегии как революции (2002)». В работах Гранта, Тиса, Рамелта Колиза и Монтгомери конкретизируются такие понятия как ресурс, динамическая способность, ключевая компетенция.
  Логика ресурсного подхода, исходящего из приоритета создания и поддержания уникальности ресурсов и ключевых компетенций нашла, к сожалению, отражение лишь в немногих публикациях отечественных ученых (Тамбовуев, Гурков, Большаков, Катькало, Агеев) и совершенно не нашла никакого отражения в работах наших (и не только наших) российских психологов.
  Однако именно с ресурсных позиций, хотя и не всегда очевидно, рассуждают о человеке, ученые, стоящие на позициях гуманистической психологии. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу не что иное как взгляд на человека с позиций ресурсного подхода, взгляды с вершины на тот не имеющий ограничений человеческий потенциал, который он может и даже должен реализовать в пространстве и времени собственной жизни. В этом контексте и сама жизнь есть непрерывное развитие – накопление уникальных ресурсов и реализация их с пользой для себя и для человечества. Эта и другие концепции личности, взращенные в рамках гуманистической психологии, ориентирует нас на то, что иерархически высшие ценности и цели образования менеджера современного, лидерского типа должны восходить к высшим человеческим приоритетам – к иерархии его индивидуальных и надиндивидуальных значений и смыслов. Только на таком смыслообразующем уровне и можно оценивать его истинную эффективность.
  Метацелью (т.е. надпредметной целью) в образовании менеджеров – лидеров является цель жизненной самореализации, состоящая в том, чтобы принести максимально возможную пользу самому себе, своим близким, своей фирме, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации. В связи с этим приоритетность ресурсного подхода в условиях нестабильности внешней среды заключается в том, что жестко определить желаемый результат (тот, который хочет иметь, например, государство или вуз) невозможно. Нельзя ориентироваться по заданным образцам, на конечный результат (что и подтверждают все из вне заданные образовательные стандарты подготовки менеджеров). По отношению к студенту как развивающейся системе их просто не может быть. Могут быть лишь ориентиры, некий гибкий абрис будущего. В этой связи имеет смысл говорить об устойчивости целесообразной направленности развития. При таком подходе знания и умения не есть цель, это лишь средство для становления и развития менеджера, лидера, менеджера – лидера.
  На сегодняшний день просматривается попытка выйти за рамки «зуновского» (знания, умения, навыки) образовательного пространства, потому что реально существуют два образования. Одно, представленное в программах, подлежит обязательному усвоению и оценке, другое – «скрытое образование (В.И. Слободчиков) – является своего рода побочным продуктом образовательного процесса. К нему относят все результаты, способствующие формированию компетентного и образованного специалиста: культура, личностный опыт, качества и др.». И как это часто бывает в процессе социальных модернизаций, то, что раньше было побочным, в один прекрасный момент становится приоритетным (В.А. Болотов, В.В. Сериков).
В душу нам запал один интересный факт. Как-то в один прекрасный день мы со студентами ездили в Белозерск, где посетили т.н. «Княжескую гридницу» - интерактивный музей, воссоздающий помещение, где русские князья со своими избранными дружинниками советовались, принимали важнейшие решения, пировали после значительных побед. В этом музее, в отличие от большинства существующих, все можно потрогать руками и даже облачится в древние одежды князя, княжны, гридня (дружинника), примерить их на себя, а затем подержать в руках настоящее боевое оружие древних белозеров, которому, может быть, на настоящий момент стукнуло уже несколько веков. Собрали и создали все это уникальное богатство ребята из военно-исторического клуба «Белозерская дружина» под руководством бывшего историка Игоря Ручина, несколько лет назад переехавшего сюда из Череповца. В Череповце бывший военный историк пробовал для себя разные стези: от преподавателя физкультуры в школе до бармена, разливавшего пиво в кафе находящемся напротив зареченского рынка города. Занятия реконструкцией для него и во время обучения в Вологодском педуниверситете, и во время «поиска себя» в Череповце, были совершенно побочным занятиям. Переезд в старинный русский город, который, как многие считают, давно выпал из современной жизни, произвел ошеломительный эффект. И для Игоря, и для его нового города проживания. Создав военно-исторический клуб он нашел и себя, стал востребованным не только в масштабах Белозерска, и придал этому городу невиданный ранее импульс к развитию, к инвентаризации и переосмыслении своих взглядов на свое прошлое, настоящее и будущее. 


Категория: Общая информация | Добавил: DL024 (31.05.2009) | Автор: Игорь Васюков
Просмотров: 2016 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Counter
Друзья сайта
  • Мой персональный блог
  • Персональный сайт А.С.Прутченкова
  • Сайт кафедры менеджмента ИЭИ ЧГУ
  • Биржа копирайтинга Copylancer
  • "Блогун" - преврати свой блог в золото!
  • Туристический портал для Вашего отдыха
  • Новости

    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz