Стержневые понятия ресурсной концепции (ресурсы, компетенции, способности) вызрели на основе синтеза экономической, организационной и управленческой наук. Интеллектуальные корни ресурсной концепции обнаруживаются в классических работах по экономической теории прибыли и конкуренции (Рикардо, Шумпетер, Пенроуз), стратегии фирм (Чандер, Эндрюс). Большое значение для вызревания ресурсной концепции как альтернативы школы позиционирования М. Портера имело развитие экономической теории организации. По-новому трактуется в ресурсной концепции и сущность стратегического управления. Ранее его смысл виделся в оптимальной состыковке фирмы с ее специфической внешней средой, т.е. концепция стратегий была реактивной. В ресурсном подходе она стала проактивной, поскольку теперь от фирмы требуется опережающее создание и развитие своих уникальных ресурсов и способностей. «Видеть – дальше, думать – лучше, делать быстрее!» - вот девиз организации исповедующей ресурсный подход. Содержанием успешных стратегий стало считаться не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных трудно копируемых другими фирмами организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе, которые получили название ключевых. В литературе по управлению знаниями ресурсный подход приобрел синонимичное название концепции интеллектуального потенциала фирмы. Идея Прахалада и Хамела о том, что главным активом фирмы является ее «ключевая компетенция», в дальнейшем получила развитие в концепциях «конкуренция за будущее (2002)» и «стратегии как революции (2002)». В работах Гранта, Тиса, Рамелта Колиза и Монтгомери конкретизируются такие понятия как ресурс, динамическая способность, ключевая компетенция. Логика ресурсного подхода, исходящего из приоритета создания и поддержания уникальности ресурсов и ключевых компетенций нашла, к сожалению, отражение лишь в немногих публикациях отечественных ученых (Тамбовуев, Гурков, Большаков, Катькало, Агеев) и совершенно не нашла никакого отражения в работах наших (и не только наших) российских психологов. Однако именно с ресурсных позиций, хотя и не всегда очевидно, рассуждают о человеке, ученые, стоящие на позициях гуманистической психологии. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу не что иное как взгляд на человека с позиций ресурсного подхода, взгляды с вершины на тот не имеющий ограничений человеческий потенциал, который он может и даже должен реализовать в пространстве и времени собственной жизни. В этом контексте и сама жизнь есть непрерывное развитие – накопление уникальных ресурсов и реализация их с пользой для себя и для человечества. Эта и другие концепции личности, взращенные в рамках гуманистической психологии, ориентирует нас на то, что иерархически высшие ценности и цели образования менеджера современного, лидерского типа должны восходить к высшим человеческим приоритетам – к иерархии его индивидуальных и надиндивидуальных значений и смыслов. Только на таком смыслообразующем уровне и можно оценивать его истинную эффективность. Метацелью (т.е. надпредметной целью) в образовании менеджеров – лидеров является цель жизненной самореализации, состоящая в том, чтобы принести максимально возможную пользу самому себе, своим близким, своей фирме, обществу, в котором он живет, человеческой цивилизации. В связи с этим приоритетность ресурсного подхода в условиях нестабильности внешней среды заключается в том, что жестко определить желаемый результат (тот, который хочет иметь, например, государство или вуз) невозможно. Нельзя ориентироваться по заданным образцам, на конечный результат (что и подтверждают все из вне заданные образовательные стандарты подготовки менеджеров). По отношению к студенту как развивающейся системе их просто не может быть. Могут быть лишь ориентиры, некий гибкий абрис будущего. В этой связи имеет смысл говорить об устойчивости целесообразной направленности развития. При таком подходе знания и умения не есть цель, это лишь средство для становления и развития менеджера, лидера, менеджера – лидера. На сегодняшний день просматривается попытка выйти за рамки «зуновского» (знания, умения, навыки) образовательного пространства, потому что реально существуют два образования. Одно, представленное в программах, подлежит обязательному усвоению и оценке, другое – «скрытое образование (В.И. Слободчиков) – является своего рода побочным продуктом образовательного процесса. К нему относят все результаты, способствующие формированию компетентного и образованного специалиста: культура, личностный опыт, качества и др.». И как это часто бывает в процессе социальных модернизаций, то, что раньше было побочным, в один прекрасный момент становится приоритетным (В.А. Болотов, В.В. Сериков). В душу нам запал один интересный факт. Как-то в один прекрасный день мы со студентами ездили в Белозерск, где посетили т.н. «Княжескую гридницу» - интерактивный музей, воссоздающий помещение, где русские князья со своими избранными дружинниками советовались, принимали важнейшие решения, пировали после значительных побед. В этом музее, в отличие от большинства существующих, все можно потрогать руками и даже облачится в древние одежды князя, княжны, гридня (дружинника), примерить их на себя, а затем подержать в руках настоящее боевое оружие древних белозеров, которому, может быть, на настоящий момент стукнуло уже несколько веков. Собрали и создали все это уникальное богатство ребята из военно-исторического клуба «Белозерская дружина» под руководством бывшего историка Игоря Ручина, несколько лет назад переехавшего сюда из Череповца. В Череповце бывший военный историк пробовал для себя разные стези: от преподавателя физкультуры в школе до бармена, разливавшего пиво в кафе находящемся напротив зареченского рынка города. Занятия реконструкцией для него и во время обучения в Вологодском педуниверситете, и во время «поиска себя» в Череповце, были совершенно побочным занятиям. Переезд в старинный русский город, который, как многие считают, давно выпал из современной жизни, произвел ошеломительный эффект. И для Игоря, и для его нового города проживания. Создав военно-исторический клуб он нашел и себя, стал востребованным не только в масштабах Белозерска, и придал этому городу невиданный ранее импульс к развитию, к инвентаризации и переосмыслении своих взглядов на свое прошлое, настоящее и будущее.