Все концепции поведенческого направления в менеджменте (особенно с 80-х годов) развернуты в сторону развивающего взаимодействия. «Проблема подготовки менеджеров – есть проблема подготовки лидеров и именно здесь необходимо искать пути развития качества управленческого образования» - так заявили мне на одной из типичных для России университетских кафедр менеджмента. Автор этого заявления кандидат педагогических наук из Череповца Г.М. Тюлю, вот уже почти десять лет работающая со студентами Череповецкого государственного университета в интересующем нас направлении. Эту крылатую фразу ученого можно повернуть и обратным образом. Она может и должна звучать уже и так: «Проблема подготовки лидеров – есть проблема подготовки менеджеров» (Тюлю). Полноценная теория и практика овладения этой наукой и, одновременно, искусством – основа для становления лидера любой направленности и любого масштаба. В настоящее время школы бизнеса всего мира бьются в поиске моделей эффективной подготовки менеджеров лидерского типа. И, по-разному, преуспели в решении этой благородной задачи. Проблема заключается, прежде всего, в том, что очень трудно ввести в интенсивный образовательный процесс реальный контекст управленческой профессии. И, тем более, реальный контекст профессионального лидерства, лидерства вообще. Не случайно во всем мире и у нас в стране создаются корпоративные университеты одна из важнейших задач которых заключается в том, чтобы готовить именно менеджеров лидерского типа – своеобразный авангард, мирный аналог конкистадоров средних веков, миссия которых заключается в практической реализации самых невероятных, самых дерзких, самых «прорывных» задумок своих организаций. Сильнейшие организации мира без этого, казалось бы, незначительного по своим физическим масштабам ресурса, себя в будущем уже не представляют.
Хорошее управленческое образование поможет правильно принимать решения, но этого недостаточно, чтобы принять правильное решение, так говорят практики, нужно знать ситуацию, иметь определенный опыт решения управленческих задач. «Более того, - добавляют другие, - важно еще и иметь дерзость взять на себя риск решения самых трудных, самых неопределенных проблем». Трудно, но, вероятно, можно научить менеджера «выживать» в сложных условиях, если в учебных ситуациях показывать не просто успешных менеджеров, (успешность ситуативна в условиях динамизма внешней среды), а, прежде всего, анализировать трудности, проблемы на пути этих менеджеров и способы их решения, а также способы закрепления успеха, развития бизнеса. К этим словам можно добавить, что настоящему менеджеру – лидеру необходимо еще и безошибочно видеть источники лидерской позиции того или иного современного преуспевающего менеджера, понимать за счет чего, каких компетентностей и компетенций он выходит в лидеры. И, естественно, критически адаптировать эти лидерские модели поведения к самому себе, еще обучаясь в стенах вуза в той или иной возможной в условиях вуза практической деятельности. Необходимым условием успешности преобразований и реформ в сфере образования является доказательное и прогностически состоятельное обновление ценностно-целевых приоритетов. Без этого нельзя выстроить долговременную политику развития любого образования, разработать надежные критерии его эффективности и качества, предложить работоспособные стратегические идеи и концепции. Приходится признать, что в существующих сегодня образовательных стандартах в области менеджмента наиболее слабым местом является именно целевой блок. Он находится на уровне знаний и умений, которыми якобы должен овладеть современный менеджер. Говорить же о стандартах в области подготовки менеджеров лидерского плана вообще пока не приходится. Поэтому для построения действительно качественного образования менеджеров - лидеров необходимо определится с методологией обоснования ценностей и целей. Но имеется ли такая, адекватная сегодняшнему дню, методология?
На наш взгляд есть такая методологическая основа, а именно ресурсный подход, который разрабатывается вот уже в течение нескольких лет на кафедре менеджмента Череповецкого Государственного Университета. Корни ресурсного подхода лежат в нескольких областях: прежде всего в гуманистической психологии, далее – в синергетике, как междисциплинарной области, изучающей процессы развития в условиях неустойчивой внешней среды и в ресурсной концепции стратегического управления.
|